Дружная Семейка

Журнал "Слово"

На Одесской киностудии расцветала яблоня. Одна-одинешенька, оставшаяся отКадр из сериала роскошного когда-то яблоневого сада, но мужественно расцветающая каждой весной... В прошлом году полюбоваться ее свадебным нарядом посчастливилось съемочной группе телесериала «Дружная семейка». Шли дни, созревали яблоки, вместе с ними «поспевали» и серия за серией. И, наконец, настало время, когда качество урожая могут оценить и телезрители.

Игорь ЦВИГУНЕНКО

Режиссер Александр Полынников работает на Одесской киностудии более тридцати лет. Его операторская работа в фильмах «Городской романс», «Туфли с золотыми пряжками», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Приключения Электроника» отмечены не только зрителями и кинокритиками, но и Государственной премией СССР. Его режиссерские работы «Берегите женщин», «Возьми меня с собой», «Приморский бульвар», «День любви», «Идеальная пара», «Обнаженная в шляпе» и другие не оставляют равнодушными любителей мелодрамы. И вот — новая работа:

— Александр Николаевич, что представляет собой телесериал «Дружная семейка»?
— Идея такого сериала пришла из Америки. Подобного ему пока нет ни в России, ни в Украине. Критики называют такие произведений «ситкомом». По сути — это простая бытовая история, которая разыгрывается в одной декорации и строится в ней все на юморе, шутках. В нашем сериале действие происходит в московской семье: мать, отец, двое
детей. В первом блоке «Дружной семейки» детей было трое, но дочь, по сюжету, уехала учиться в Питер. Зато вместо нее, во втором блоке, в семью Потыкаевых приезжает племянница: она пытается поступить в театральный институт. От нее пытаются избавиться, но безрезультатно. Декорацию мы снимаем в Одессе, а натуру — в Москве. Обычно такие комедийные сериалы живут года два. Они, как и люди, стареют, интерес к ним пропадает. Сколько будет всего серий у нас — пока неизвестно. Первый блок «Дружной семейки» (режиссер Юрий Стыцковский) состоит из 12 серий. Наш — из 14-ти. Продюсер телесериала Юрий Володарский — двигатель этой всей истории — намерен продолжать съемки. Кстати, для меня образцом комедийного сериала служит «Городок»: он является и единственным
долгожителем.
— Расскажите об актерах, задействованных в «Дружной семейке».
— Главу семьи играет актер Московского театра сатиры Александр Симонец. Телезритель его пока не знает, но он известен театральной Москве. Его жену играет известная зрителям Марина Дюжева, а в роли младшего сына снимается Павел Ильин. В эпизодических ролях заняты все главные режиссеры одесских театров. Зрители увидят также Валентина Смирнитского, Аню Самохину и много других замечательных актеров.
— Кто автор сценария?
— Работает целый коллектив — одному осилить такие сериалы нельзя. Идея, концепция и разработка образов принадлежат Юрию Володарскому, а он уже поручает авторам из Москвы, Киева, Одессы писать диалоги и сам сценарий.
— Ваш первый видеофильм?
— В 2000 году я снял в Москве 30-серийный «Салон красоты». Съемки проводились тремя камерами одновременно, сразу писался чистый звук, и тут же делался монтаж.
— Кого читаете в свободное время?
— Чехова, Ильфа и Петрова. Чехов для меня — библия. Когда надо прийти в себя, я беру любой его томик, особенно ранние рассказы. В словах люблю краткость и емкость, присущие Ильфу и Петрову. «Путаясь в соплях, вошел мальчик» — четыре слова, а какая сразу картина встает!

Кадр из сериалаАктрису Марину ДЮЖЕВУ многие помнят по фильмам «Мимино», «Трактир на Пятницкой», «По семейным обстоятельствам»...

— Марина, ваша первая роль в кино?
— Пионервожатая в фильме «Засекреченный город» после первого курса института. Съемки меня чудовищно разочаровали. Мелом отмечали метки, где надо стать и произнести фразу. Я судорожно отслеживала эти метки своими близорукими глазами и мне было ужасно плохо! Вернувшись в институт после съемок, я сказала, что больше никогда не буду сниматься в кино. И не думала, что именно кино, а не театр, станет моей профессией.
— Что для вас важно в работе с партнером?
— Для меня очень важно, чтобы я к нему хорошо относилась, потому что мне необходимо говорить в кадре с человеком, а не с пустотой. В «Дружной семейке» у нас, актеров, совершенно потрясающие отношения со всей съемочной группой. И даже редкие выходные часто проводим вместе.
— Что вы можете сказать о сюжете «Дружной семейки»?
— Это — семейный сериал. Его могут смотреть бабушка с внуком, мама с детьми и не будут краснеть и отворачиваться от экрана. Это семейное кино, которого у нас очень мало. Герои нашего сериала решают обычные проблемы, знакомые и близкие большинству граждан. У меня у самой большая семья: старенькая мама, муж и двое детей 16 и 20 лет. И все они с удовольствием смотрели первые 12 серий. Хотелось бы, чтобы наш сериал «продержался» подольше.
— Для вас кино — основная профессия. А чем вы заняты в свободное время?
— В последнее время между киносъемками я занимаюсь чтением закадровых переводов в разных  телесериалах. Это безумно интересная работа. Надо обладать хорошей реакцией, чтобы поспевать с текстом за актером, которого переводишь на экране. Моим первым текстом был сериал «Элен и ребята». Мы писали его около трех лет. В первый день мы записали две 25-минутные серии, во второй — четыре, в третий — шесть, потом писали по двенадцать серий. По 27 минут на серию! Это было похоже на езду в гололед со склона без
тормозов!!! Как спорт. Дико захватывает!

Для оператора-постановщика Александра ВОТИНОВА сериал «Дружная семейка» — четвертая совместная работа с режиссером Александром Полынниковым. Недавно их фильмы «Мужчина легкого поведения», «Кумпарсита» и «Страсти по Анжелике» снова прошли на телеэкранах.

— В чем специфика съемки телесериалов?
— Современный сериал нельзя никоим образом сравнивать с полнометражным ильмом. Это связано и с темпами производства, и с ограниченными техническими возможностями, и со скудным бюджетом. Иногда приходится снимать часть из одной серии, потом — из другой, затем — из третьей. Очень важно в таких условиях не запутаться, суметь сохранить основное направление, стержень, заложенный в сценарии, и донести его до зрителя. Нужно обладать большим мастерством, чтобы не потерять в этой гонке свое лицо.
— Расскажите о трудностях в съемках второго блока «Дружной семейки».
— Пригласивший меня в сериал Александр Полынников — не только режиссер, но и опытный оператор, снявший много хороших картин. Он прекрасно разбирается в этой профессии, и его высокие требования часто заставляют меня поднимать свою планку. Но хочется отметить и то, что работа принесла мне большое моральное удовольствие. Сериал позволил мне использовать накопленный с годами опыт, что очень важно. Профессия оператора довольно специфична: это и совмещение творчества со знанием техники, и возможность техническими средствами творчески выразить свои мысли и чувства.

Вернуться назад На главную страницу